Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современное состояние нашего общества, высочайшие темпы его развития предъявляют новые, все более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям. При этом постоянно усиливающееся негативное влияние на организм человека разнообразных факторов (от социально-экономических до экологических) приводит к ухудшению состояния здоровья не только взрослого населения нашей страны, но и детей, к снижению уровня их физического и интеллектуального потенциала.
Школьный возраст является важным периодом в развитии человека.
Это время, когда в нем закладываются фундаментальные основы физического и интеллектуального здоровья, прививаются общекультурные ценности и его дальнейшее развитие и здоровье в ближайшие годы. То, что было утрачено в этот период, трудно наверстать в последующие годы. Это обязывает работников образовательных учреждений к углубленной работе над проблемами укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
Объект исследования: врачебный контроль на занятиях адаптивной физической культурой.
Предмет исследования: врачебный контроль на занятиях адаптивной физической культурой детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Цель работы – разработать и теоретически обосновать врачебный контроль на занятиях адаптивной физической культурой детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
- изучить научно-методические основы врачебного контроля детей с ЗПР на занятиях адаптивной физической культурой;
- обосновать врачебно-педагогического контроль на занятиях адаптивной физической культурой с детьми с ЗПР.
Глава 1. Научно-методические основы врачебного контроля детей с ЗПР на занятиях адаптивной физической культурой
1.1. Общая характеристика цели, задач и методов врачебно-педагогических наблюдений на занятиях адаптивной физической культурой
Лечебно-педагогический контроль – исследование, проводимое совместно врачом и тренером с целью определения влияния тренировочных нагрузок на организм спортсмена с целью предупреждения переутомления и развития патологических изменений, приводящих к заболеваниям [1].
Врачебно-педагогический контроль предусматривает непосредственное наблюдение врача в учебно-тренировочном процессе, во время сборов и спортивных соревнований.
Врачебно-педагогический контроль включает в себя:
- оценка организации и методов проведения физических упражнений с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и подготовленности;
- оценка воздействия занятий, тренировок, соревнований на организм участников;
- проверка условий санитарно-гигиенического содержания рабочих мест, оборудования, а также спортивной одежды и обуви занимающихся;
- обзор мероприятий по профилактике спортивного травматизма, соблюдение правил техники безопасности.
С помощью медико-педагогического контроля можно выявить неотложные, отсроченные и накопительные тренировочные эффекты.
Мгновенный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время тренировки и в последующий период отдыха [3].
Отсроченный тренировочный эффект позволяет выявить изменения, происходящие в организме при физической нагрузке в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздние фазы восстановления – на ближайшие и последующие дни после нагрузки.
Совокупный тренировочный эффект показывает изменения в организме, которые происходят в течение длительного периода тренировок.
В процессе врачебно-педагогического наблюдения решаются следующие основные задачи.
Изучение влияния физической нагрузки на организм занимающихся с целью оценки адекватности уровня их подготовки данного спортсмена и т. д.
Определение состояния здоровья и функционального состояния организма занимается с целью оценки уровня функциональной подготовленности на различных этапах тренировки.
Оценка соответствия используемых средств и тренировочной системы ее задачам и возможностям спортсмена с целью улучшения планирования и индивидуализации учебно-тренировочного процесса (аналогичная задача может быть поставлена в практике физической культуры совершенствования здоровье) [2].
Оценка и подбор лечебных, педагогических и психологических средств и методов, направленных на улучшение восстановительных процессов после интенсивных физических нагрузок.
Результаты медико-педагогического надзора по устранению выявленных недостатков доводятся до сведения руководителей предприятий, учреждений, учреждений образования, спортивных организаций, учителей физической культуры, тренеров.
Большое значение имеют наблюдения врача во время тренировочных занятий непосредственно в спортивном зале, на детской площадке и в других местах занятий физической культурой и спортом.
Врач может дать необходимые указания учителю физической культуры о характере двигательной активности как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силе и подготовленности спортсменов и легкоатлетов. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия.
При этом выявляют отклонения в самочувствии или функциональном состоянии, уточняют степень тренированности и способности выполнять плановые нагрузки, принимают меры в случае недостаточной эффективности тренировок [4].
При этом тренер (преподаватель) определяет работоспособность спортсмена, соблюдение запланированного плана тренировок, эффективность и качество движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет более точно и полно охарактеризовать нагрузку занятия или соревнования и ее соответствие состоянию спортсмена, помогая тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс.
Важнейшей задачей медико-педагогического контроля является оказание помощи учителям и тренерам в организации учебно-воспитательного процесса. Анализируя и обобщая свои наблюдения, врач может помочь тренеру более полно выявить функциональные возможности отдельных спортсменов и предложить наиболее правильные и быстрые пути и средства улучшения их спортивно-технических результатов. Для решения этих вопросов врач должен:
- периодически сверять результаты медицинских осмотров с данными педагогических наблюдений;
- систематически вместе с преподавателями (тренерами) анализировать правильность выбранных методов обучения;
- совместно с преподавателями (тренерами) регулярно обсуждать результаты отдельных занятий и результаты тренировок за определенный период времени;
- обсуждать и уточнять индивидуальные планы тренировок с преподавателями (тренерами), особенно когда многолетнее обучение не достигает намеченных целей;
- изучение условий внешней среды, в которой проводятся тренировки, с целью их улучшения и достижения целей тренировок;
- помогать учителям и тренерам физической культуры повышать квалификацию в области медицины, анатомии, физиологии и гигиены.
Лечебно-педагогические наблюдения помогают врачу расширить представления о состоянии здоровья спортсменов, уровне их тренированности, характере тренировочных занятий; Все это значительно сближает врача и учителя физической культуры (тренера) в реализации их общих задач [5].
1.2. Специфика врачебного контроля на занятиях оздоровительной физической культурой с детьми с ЗПР
Проблема задержки психического развития актуальна не только для психиатрии и психологии, но и для педиатрии и детской неврологии.
На сегодняшний день нет четкой диагностической базы для CRA, а также единого мнения о том, до какого возраста этот диагноз оправдан. Ошибки в диагностике умственной отсталости приводят к выбору неподходящей программы занятий и возникновению школьной дезадаптации, на фоне которой в дальнейшем может развиться девиантное поведение. Все это определяет актуальность данного обзора литературы.
Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой сложный процесс созревания и усложнения интеллектуальных функций и личности, реализующийся под влиянием ряда наследственных, биологических и социальных факторов, таких как воспитание, обучение и воздействия окружающей среды [8].
К основным психическим функциям относятся гнозис, праксис, мышление, речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, эмоции, воля, поведение, самооценка.
Задержка психического развития – отставание в развитии психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания. В некоторых источниках встречается такой термин, как ретардация, означающий задержку или остановку в развитии тех или иных психических функций[8]. Психический дизонтогенез проявляется нарушением темпов и сроков развития психики в целом, а также отдельных функциональных систем.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным развитием моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью. Задержка развития в большинстве случаев проявляется в ранние возрастные периоды без предшествующего периода.
Ученые провели исследование, отражающее пятикратное увеличение количества детей с умственными отклонениями, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ. Как синдром умственная отсталость встречается гораздо чаще, но существует характерная тенденция к постепенному уменьшению симптомов задержки психического развития по мере взросления ребенка.
Психологи и педагоги прошлого столетия и современности выделили категорию детей, требующую специальных условий обучения и воспитания.
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют принятия со стороны психолого-педагогической общественности специальных коррекционных мер для компенсации нарушений.
Необходимость разработки вопросов образования и развития детей с ЗПР, переход современной школы на новые образовательные стандарты усугубили положение стойко неуспевающих школьников.
Особого внимания данная проблема заслуживает в младшем школьном возрасте, так как включение в новый вид деятельности – учебную – предъявляет ряд серьезных требований к младшему школьнику, заставляет подчинить свою жизнь строгой (само)организации. Все это решающим образом складывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности: к самому себе, к сверстникам, к другим людям; в младшем школьном возрасте закладываются основы морально – мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля и характера поведения и деятельности.
С другой стороны, успешность развития личности и учебной деятельности ребенка с ЗПР на начальном этапе обучения связана с проблемой сопровождения молодых начинающих педагогов, учителей начальной школы, не имеющих специального педагогического образования, опыта работы с данной категорией детей [8].
В связи с вышеуказанными противоречиями возникает необходимость решения задачи успешной адаптации детей с ЗПР в условиях школы, разработки основных направлений психолого-педагогического сопровождения всех участников коррекционно-развивающего образовательного процесса.
Адаптация – приспособление строения и функций организма¸ его органов и клеток к условиям среды.
Физиологическая (поведенческая) адаптация – совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.
Социально-психологическая адаптация – результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая, в то же время, соответствие деятельности человека, его поведения требованиям среды.
Выводы по 1 главе
Адаптивная физическая культура предполагает введение обязательных уроков АФК в школе для школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Эти уроки должны проводиться одновременно с обычными уроками физкультуры, согласно школьному расписанию.
В настоящее время реализация программы АФК в современной школе могла бы решить многие педагогические проблемы «слабых» школьников и интегрировать их в реальную полноценную среду подросткового общества.